Я - учитель...

Я – учитель!

«…Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, - это школа. Вы знаете, что такое было для меня школа с тех пор, как я открыл ее, это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которую я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни…»

                                                                             Л.Н. Толстой

Вот и я спасаюсь в школе 21 год... 21 год стараюсь стать настоящим учителем? А что значит стать, быть учителем?

Я часто задумываюсь над этими вопросами. Желание быть учителем во мне заложили с самого детства мои родители. Мама учила меня помогать людям, заботиться об окружающих, папа учил уважать себя и других. Я росла, окруженная пониманием, доверием, заботой. Пожалуй, это и сыграло решающую  роль в моём жизненном самоопределении. 

Я - учитель, значит я – личность!

Основное требование к личности учителя – это, прежде всего, гуманность. Данное качество особенно актуально в работе с необычными детьми, требующими к себе индивидуального подхода. Это дети с особыми образовательными потребностями. С данной категорией учащихся я начала работу учителем музыки в ГКОУ СО «СКОШ № 123» с 1993 года.  С 2011 г. работаю в МАОУ – Гимназии № 47 учителем музыки (1-5 классы), где в реализации ФГОС введено инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями (дети с ДЦП). В настоящее время происходит переход к инклюзивному образованию. На мой взгляд, цель инклюзии – это придание уверенности в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Успешность обучения ребят с особыми образовательными потребностями, комфортность их пребывания в образовательном учреждении зависит от меня – учителя. Для того чтобы всем детям было комфортно рядом со мной, я - учитель должна обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должна изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем своим детям. Не перестаю восхищаться мудростью высказывания известного педагога Ш.А. Амонашвили: «Все мы – дети, многие из нас – родители, а лучшие – учителя».

Я - учитель, значит я – профессионал!

Реализация  современной политики в образовании невозможна без учителя, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Учитель – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находятся другие люди. В чём состоит профессионализм учителя? Может быть, это доскональное знание предмета, может, способность чувствовать состояние ребёнка или что-то ещё?

Я считаю, что педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определённую образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определённые трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Процесс преподавания и учения в современных условиях требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителя.

Профессионал тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения, используя своё мастерство.

Профессионализм не предполагает однозначных ответов «правильно» или «неправильно». Профессионал выступает в роли мастера-практика.

Дать шанс каждому ребёнку раскрыться! Не давить, не делить на слабых и сильных, а помочь. Это для меня, как для учителя – главное. Каждый из моих учеников – «звёздочка», и я должна стараться помочь каждой «звёздочке» стать яркой «звездой». Я считаю, что настоящий профессионал с вниманием и уважением должен относиться к каждому ребёнку.

Я горжусь своей профессией учителя. Я всегда открыта для дальнейшего повышения уровня своей компетенции. Я чувствую ответственность за результаты своей работы и работы всей школы.

Я - учитель, значит я – ученик!

Настоящий учитель учится у своих учеников. «Плохой учитель описывает, хороший – объясняет, отличный – показывает, а великий – учится сам» (афоризм). Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Постоянное профессиональное совершенствование. Всю жизнь считаю себя студентом педагогики, готова к переменам в соответствии с требованиями современной динамичной жизни. В настоящее время непрерывному повышению уровня профессионализма способствуют современные технологии, в частности, ИКТ. В сети Интернет существует огромное количество педагогических порталов, сетевых предметных сообществ и т.д. 

Я - учитель, значит я – исследователь!

Учитель – исследователь. Кто он? Что он даст детям? С чем он придёт на урок? Чему он будет учить? Как он будет учить? Настоящая жизнь учителя - это то, что передаётся от него другим. Сегодня, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель. Он должен знать чему, учить, как учить. И должен быть уверен в том, что его труд полезен обществу. Все эти простые истины актуальны всегда – ведь в этом заложена часть учительского труда. Именно учитель – главная фигура в процессе воспитания и становлении личности в широком смысле этих понятий. А учитель – исследователь особенно. На мой взгляд, смысл педагогических исследований состоит не в поиске частных нововведений косметического характера, не в замене одной «плохой» технологии на другую «хорошую», а в стремлении к глубинному, сущностному изменению образования, прежде всего через постоянное переосмысление своих собственных ценностей, изменение ценностных ориентаций.

Учитель-исследователь постоянно находится в процессе осмысления через самопознание, самооценку и самопрогнозирование. Творческая активность и вдохновение являются «спусковым механизмом» в становлении учителя – исследователя.

В 21 веке подавляющее большинство учителей являются людьми не только высококвалифицированными, но и пытливыми, открытыми для творческого восприятия новых идей, самостоятельно оценивающими их эффективность.

          Я - учитель, значит я – гражданин!

Придумывать, творить и пробовать, но всегда помнить, что всё это для детей, для школы, в которой я  работаю, для общества, в котором выступаю как публичная личность.

Учитель-гражданин. Я не только сама совершенствуюсь в профессиональном плане, но и помогаю развиваться своим коллегам, делюсь накопленным опытом. Всегда делюсь и одновременно учусь новому от коллег, как при непосредственном общении, так и пользуясь возможностями сети Интернет.

 Таким образом, могу сказать, что для меня учитель это не просто профессия – это образ жизни. Как же он, учитель, – многообразен! Учитель – личность, профессионал, ученик, исследователь, гражданин!

«Кому нравиться детский шум, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье». Да, настоящий учитель – счастливый человек, потому что в его руках счастье всего человечества. 

Я – учитель!



 

Comments