Музыка и Литература

  «Тот, у кого нет музыки в душе,
   Кого не тронут сладкие созвучья,-
   Способен на обман, измену, подлость,
   Темны, как ночь души его движенья,
   И мысли все угрюмы, как Эреб.
   Не верь такому»
-  эти слова принадлежат не музыканту, а поэту, великому Шекспиру.
     Музыка и слово неразрывны.  Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как   и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. 
     А.С. Грибоедова мы знаем не только  как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал  вдохновенные, изящные миниатюры.
    М.Ю. Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и  стал его победителем.
    Л.Н. Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты,  сочинял музыку.
     Б.Л. Пастернак был пианистом…
     Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, преподавая в школе литературу, невозможно не говорить о музыке. Как можно разделить, например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и гениальную оперу П.И. Чайковского? Или, знакомя детей со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…», не вспомнить удивительный романс М.И. Глинки  и необычную историю посвящения стихов и музыки матери и дочери Керн.
 « Из наслаждений жизни  одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия», - так  сказал   А.С. Пушкин.
     Когда речь заходит о поэзии,  мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика… Да и свою ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у музыки.
     И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое  сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления. 
   Как можно использовать этот неисчерпаемый ресурс на школьных уроках?
   Возможности и пути многообразны.
   Музыка может играть роль фона, эмоционально поддерживающего тему урока. На подобных уроках необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор учащихся, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть использован на уроках, посвященных изучению поэтических произведений. Музыка может  стать  основой для мелодекламации, что всегда делает стихи более выразительными. Так фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года» может стать прекрасным музыкальным фоном для чтения стихов русских поэтов о природе.
    Вторым приемом использования музыки на уроке является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из произведений музыкальных.
   Например, изучая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», можно прослушать Вальс Наташи или арию М.И. Кутузова из одноименной оперы С.С. Прокофьева.
   Информация о музыкальном произведении может стать частью биографии писателя.  Рассказывая о стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», надо сказать не только о том, что оно посвящено автором Анне Керн, но и о том, что М.И. Глинка был влюблен в дочь Анны Петровны Екатерину и музыку к этому стихотворению посвятил ей. Таким образом, романс «Я помню чудное мгновенье» имеет двойное посвящение матери и дочери. Можно   также упомянуть о том, что М.И. Глинка был одноклассником младшего брата А.С. Пушкина Льва, был знаком с самим поэтом, написал много произведений на его стихи, в частности, оперу «Руслан и Людмила».
     Следующим приемом  использования музыки на уроках литературы  является  анализ тех эпизодов, в которых музыка характеризует героя, раскрывает его внутренний мир. Например, рассказ И.С. Тургенева «Певцы» или эпизод из романа «Война и мир» «Наташа у дядюшки после охоты».
     И самым, пожалуй, сложным, но самым информативным и насыщенным является урок  сопоставления двух одноименных  произведений, как, например, опера М.П. Мусоргского и трагедия А.С. Пушкина  «Борис Годунов», опера П.И. Чайковского и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», трагедия Гете и опера Гуно «Фауст».
    «Там, где кончается слово, начинается музыка…» Литература и музыка – очень близкие виды искусства. Влияние каждого из них на формирование духовного облика молодого человека огромно. И оно неизмеримо возрастает при их взаимодействии.

Видео YouTube







č
2 акт рондо Фарлафа.mp4
(11615k)
Кукушкина Эмма Захитовна,
26 июн. 2014 г., 8:17
Ć
21.И. Петров, оркестр Большого театра, дирижёр Б. Хайкин - Ария Кутузова.mp3
(6465k)
Кукушкина Эмма Захитовна,
26 июн. 2014 г., 8:08
ĉ
Кукушкина Эмма Захитовна,
26 июн. 2014 г., 8:02
Comments